Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность нашей темы исследования заключается в том, что подростковый возраст является одним из наиболее значительных в развитии личности человека. Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, тем, что развитие новейших рыночных отношений в стране ведет к реформе таких важных институтов социализации как семья, школа, прежде всего, отображаясь на вступающей в жизнь молодежи, от которой зависит будущее нашего социума его нравственное и духовное благополучие, экономическое и культурное развитие. Во-вторых, это обусловлено незначительным числом трудов среди современных отечественных исследователей, посвященных проблеме акцентуации характера у детей подросткового возраста, причин их возникновения и способов преодоления.
В данном возрасте осуществляется преобразование ранее сложившихся связей с окружающей действительностью, происходит своеобразный переход во взрослую жизнь. Успешность такого перехода в большинстве случаев зависит от способности индивидуума адаптироваться к новым психологическим и социальным ситуациям. Непрерывный процесс динамичного приспособления человека к обстоятельствам социальной среды и условиям деятельности, который затрагивает все уровни функционирования индивида, понимается как адаптация .
Исследователи, занимающиеся проблематикой характера, утверждают, что менее 40% взрослых имеют сбалансированный характер - гибкий, устойчивый к стрессам, с умеренной тревожностью и невысокой чувствительностью.
У подростков же сбалансированный характер наблюдается весьма редко. У значительного числа подростков некоторые черты характера слишком усилены (имеются ввиду такие наиболее усиленные черты, согласно теории К. Леонгарда, как акцентуации характера), возникает избирательная уязвимость в определенных ситуациях и чрезвычайная устойчивость в других. Другими словами, для индивидуума, который имеет некоторую акцентуацию характера, бывает психологически сложно переносить определенные ситуации. Он чувствует неуверенность, растерянность, теряет работоспособность, терзается сомнениями, в то время как в иных ситуациях наоборот, ощущает себя адекватно или даже испытывает прилив бодрости и сил.
В психологии под акцентуацией характера понимается усиление его черт, что естественно влияет как на общение личности, так и на ее деятельность. Исследованиями, связанными с акцентуацией характера личности, занимались в различное время такие известные психологи, как К. Леонгард, Э. Кречмер, А.Е. Личко и др.
Характер и его акцентуации оказывают влияние на отношение индивида к окружающему миру, к социуму и к общению с людьми, а также к деятельности которой занимается человек.
Изучению пубертатного периода посвящены многочисленные труды, которые рассматривают данный период развития в культурно-историческом контексте (Ф. Ариес, Л.С. Выготский, Э. Шпанглер, М. Мид и др.). Проблема подросткового возраста освещается в многочисленных работах, рассматривающих многообразные аспекты пубертатного периода (Л.И. Божович, Ш. Бюлер, Г. Ниссен, А. Фрейд, Б.С. Положский, Э. Эриксон, Э. Штерн). Особенности формирования акцентуаций характера и их транзисторные проявления, а также влияние данных особенностей на развитие личности, рассматриваются такими учеными как Н.Е. Буторина, В.Г. Горохов, И.А. Горьковая, Е.Д. Дедков, Б.Б. Ершов, Д.Д Исаев, В.Н. Ильина, Н.Я. Иванов, И.С. Кон, В.В. Ковалев, А.Е. Личко, Л. К. Хохлов, А.П. Файн и др.
Цель работы: изучить акцентуации характера подростков и особенности их поведения.
Объект исследования: акцентуации характера у подростков.
Предмет: особенности поведения подростков с различными типами акцентуаций характера.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать современную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть понятия характера и акцентуаций характера.
3. Рассмотреть различные типы акцентуаций характера.
4. Охарактеризовать особенности развития и поведения подростков.
5. Изучить влияние акцентуаций характера на изменение поведения подростков.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе выявлены различные типы акцентуаций характера, которые во многом определяют особенности поведения и деятельности подростков.
1. ХАРАКТЕР КАК ИНДИВИДУАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Понятие характера
Характер – это основа личности, в которую включаются лишь тесно взаимосвязанные и наиболее выраженные свойства личности, которые отчетливо проявляются в разнообразных видах деятельности. Все черты характера являются чертами личности, однако не все черты личности являются чертами характера.
Характер – это индивидуальное совмещение особо существенных и устойчивых, особенностей личности, которые проявляются в поведении индивида, в конкретном отношении:
к самому себе (степень критичности, требовательности, самооценки);
к окружающим (коллективизм или индивидуализм, альтруизм или эгоизм, доброта или жестокость, чуткость или безразличие, вежливость или грубость, правдивость или лживость и т.п.);
к возложенному делу (трудолюбие или лень, неряшливость или аккуратность, пассивность или инициативность, нетерпеливость или усидчивость, безответственность или ответственность, организованность и т. п.);
в характере находят отражение волевые качества: готовность преодолевать физическую и душевную боль, препятствия, степень самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и решительности .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксюта, М. Почему одни подростки трудны, а другие - нет. Воспитание с помощью окружения/ М. Аксюта , Т. Сандлер. - М.: В Круге, 2014.- 360 c. - ISBN 978-5-9905664-9-1
2. Бадиев, И.В. Типология акцентуаций характера у подростков / И. В. Бадиев // Вестн. Бурят. гос. ун-та. – 2015. – № 5. – с. 60 – 65.
3. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей [Электронный ресурс] / Роберт Т. Байярд, Джин Байярд. - М.: Академический проект, 2015. - 224 c. - Режим доступа: URL: https://iknigi.net/avtor-robert-bayyard/39309-vash-bespokoynyy-podrostok-prakticheskoe-rukovodstvo-dlya-otchayavshihsya-roditeley-robert-bayyard/read/page-1.html
4. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. / П.Б. Ганнушкин. - М: ЮРАЙТ, 2020. - 167 с. - Серия: Антология мысли. - ISBN 9785534117738
5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие [Электронный ресурс] / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: АСТ, 2015. — 352 с. - ISBN: 978-5-17-049383-8, 978-5-271-19214-2. - Режим доступа: URL: https://www.litmir.me/br/?b=118897
6. Григорович, Л.А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. / Л.А. Григорович. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 248 c. - ISBN: 978-5-977-00795-5
7. Дмитриева, Н.Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков: моногр. / Н.Ю. Дмитриева. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.
8. Князева, Т.Н. Психология развития. Краткий курс [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.Н. Князева, М.Б. Батюта. — Электрон. текстовые дан. — Саратов: Вузовское образование, 2013. — 144 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12816.html
9. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей — М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 192 с. — ISBN 5—89144—062—8 [Электронный ресурс] / И.Ю. Кулагина. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/kul/KUL-001-.HTM#$p1
10. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — Электрон. текстовые дан. — М. : Академический проект, 2015. — 421 c. — ISBN:978-5-8291-1823-5 — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36766.html
11. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО). СПб.: Речь, 2013. — 256 с. - ISBN:978-5-9268-1383-5
12. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2016. — 583 с: ил.
13. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата / Л. Ф. Обухова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 460 с.
14. Процесс формирования акцентуаций характера, их влияние на поведение в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://vseostresse.ru/psihicheskie-rasstroystva/process-formirovaniya-akcentuacij-haraktera.html
15. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. — 776 с. - Серия: Хрестоматия по психологии - ISBN: 5-88711-274-X
16. Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ характера: хрестоматия по психологии и типологии характеров [Электронный ресурс] / Д.Я. Райгородский. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://perviydoc.ru/v21323/%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4.%D1%8F._%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7_%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0._%D1%85%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2
17. Райс, Ф. Психология подросткового возраста / Филип Райс , Ким Долджин. - М.: Питер, 2014. - 816 c. - Серия: Мастера психологии - ISBN: 978-5-4590-1067-1, 978-5-496-00999-7, 978-5-49807-290-6
18. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата/ И.В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2019.- 457 с.- (Высшее образование).- ISBN 978-5-534-11341-9.
19. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Москва: Издательство Юрайт, 2016. - 199 с. - Серия: Антология мысли. - ISBN 978-5-9916-9466-7